В гостях у музы Клио. История Кипра

Средние века

Короны кипрского королевства

Корона (от латинского слова « corona» - « венец») -  драгоценный головной убор - знак монаршего достоинства и  обозначение государственной власти в  монархических государствах (Большой энциклопедический словарь).

Итак, мы начинаем с рассказа о трех коронах Кипра. Нас ожидает встреча с интереснейшим периодом в кипрской истории. Надеюсь, что эта встреча  станет увлекательным открытием, знакомством с неизвестными  историческими персонажами и кипрской землей, которая таит столько загадок и тайн. Мы будем  исследовать  историю трех корон, а значит, историю трех государств: Иерусалимского королевства, Кипрского королевства  и  государства Киликийская Армения. Каждое из трех прошло свой исторический путь, имеет свою историю, свои достижения, внесло свой вклад в культуру человечества. В каждом государстве были свои видные правители, были гордые победы и позорные поражения. И каждое из королевств в отведенный историей срок исчезло, растворилось в океане времени, оставив на земле  -  руины, в документах -  память. В какой-то исторический момент все три короны оказались на Кипре, обозначая  власть кипрских королей над землями, чьими символами эти короны являлись. Что ж, посетим и мы три королевства, узнаем об их королях и даже побываем на коронациях.

Путешествие в Палестину. Русский взгляд

Игумен Даниил у гроба ГосподняПриглашаю любознательных читателей отправиться в паломничество в Палестину ХII-го века.  Там мы встретимся с первым монархом, который был коронован короной Иерусалима. Имя этого короля  Балдуин (ок. 1060 - 2 апреля 1118г.). Нам о нем поведал  посланец Киевской Руси, паломник-русич игумен Даниил, который в начале ХI-го века посетил и Кипр,  и Святую землю.   Страницы книги игумена Даниила «Хождения» помогут нам познакомиться с Балдуином Иерусалимским. Итак, давным-давно, в конце ХI-го века в восточной Франции, в Нижней Лотарингии жил-был герцог Бульонский. И было у него три сына: Готфрид, Балдуин и Евстафий. Были они рыцарями вовсе не богатыми, но весьма честолюбивыми. И мечтали братья воинскими подвигами добыть себе славу, почести, богатство,  новые владения и  подданных. Да где это все добудешь?  Таких как они в Европе было немало. Ведь Европа невелика, на всех поместий не хватало. Призыв главы католической Церкви  Папы Римского  идти в Крестовый поход в Святую Землю и освободить Гроб Господень нашел в сердцах европейцев живейший отклик. Это для читателя ХХI-го века Сирия,  Палестина, Ирак  - символы нестабильности, войн и насилия. А на заре века ХII-го  эти края  были символом роскоши и богатства. Там раскинулись  плодородные земли, благоухали  цветущие сады, ломились от товаров  богатейшие города. Там мечом можно было  завоевать себе не маленькую крепость и нищую деревеньку с голодными крестьянами (как на родине), но подлинные  сокровища, подданных, славу и безбедную жизнь.  Впрочем, будем справедливы: не только о наживе думали будущие крестоносцы.  Искренняя, иногда даже исступленная вера в то, что миссия освобождения Гроба Господня возложена на рыцарей свыше, горячие проповеди священников, -  все это   вело посланцев западных государств на  неведомый Восток, навстречу смертельным опасностям и опасным приключениям. Игумен Даниил прибывает в Иерусалим спустя семь лет после взятия  его крестоносцами. В своем труде он ярко и образно передает атмосферу времени, ситуацию в Палестине,  описывает портрет короля Балдуина.   Еще были живы в памяти события штурма Иерусалима, жесточайшее избиение мусульман крестоносцами, сожжение иудеев в синагогах. Тогда кровь текла потоками по узким улочкам Иерусалима. Среди пожарищ и плача стоял один из предводителей крестоносцев Готфрид Бульонский, который в походе проявил особенную храбрость. Он видел горящий город, и кто знает, о чем думал этот сын Лотарингии? Но когда предложили ему соратники стать королем Иерусалима, он смиренно ответил, что в этом городе никто не может быть властителем, кроме Господа Иисуса Христа. Через год Готфрид умер.
Коронация Болдуина I ИерусалимскогоА вот его брат Балдуин ни на йоту не сомневался: он имеет все права стать первым королем Иерусалима.  На миниатюре ХIII-го века  мы видим торжественный момент: представители Папы коронуют Балдуина короной Иерусалима. На это событие мы обратим особенно пристальное внимание, поскольку эта корона в будущем станет одной из трех, символизирующих власть монархов в Кипрском королевстве.   Став королем Иерусалимским, Балдуин стал завоевывать страну, в которой крестоносцы владели лишь несколькими Коронация Ги де Лузеньянагородами. Историки отмечают, что король  при этом проявил выдающиеся способности, которых не было у его брата. Он  завоевал большую часть Палестины, расширил свое государство, сделал его жизнеспособным. Был он и незаурядным дипломатом.  Так, он вернул в Иерусалим православных священников, которые были жестоко изгнаны в первые годы правления крестоносцев. Подчеркнутое гостеприимство  короля, оказанное  игумену Русской земли Даниилу, свидетельство тому. Впрочем, не будем забывать, что Даниил, по мнению многих авторитетных историков,  был духовным отцом великого князя Владимира Мономаха, чей отец был братом королевы франков Анны, дочери Ярослава Мудрого. Вглядимся еще раз в старинную миниатюру. Это первое известное изображение короны Иерусалима.  Изготовлена была и корона для королевы. Однако, с королевой Балдуину не повезло. Он женился на армянской принцессе по имени Арда. Однако вольное поведение супруги разгневало короля, и он выслал супругу.  Не разведясь с Ардой, Балдуин нашел себе на Сицилии новую жену:  Аделаиду Савойскую.  Невеста согласилась стать королевой и прибыла в Иерусалим. Балдуин  короновал Аделаиду. Но Папа, обнаружив, что Балдуин де-факто стал двоеженцем, предписал расстаться с королевой, что и произошло в 1118 году.  Впрочем, в этом же году король и изгнанная королева умерли. Один – в Палестине, другая – в Палермо.   

Иерусалим, 20 июля 1186 г.

Если бы в этот день, 20 июля 1186 г,  мы оказались  на шумных улицах Иерусалима и  смогли пробраться через толпу, то  увидели бы  торжественную процессию. Во главе процессии шествовали мужчина, высокий, стройный, настоящий красавец, и  пышно одетая молодая женщина. Их сопровождали католические священники в праздничных одеяниях, армянские послы, знатные дамы и кавалеры, рыцари в грозных доспехах, итальянские купцы. В толпе, которая, расступившись, давала проход блистательной паре, раздавались восклицания: «Смотрите, как нарядна  Сибилла!  А Ги де Лузиньян хорош, да только он не наш, приезжий. Ну и что, приезжий?! Его старший брат Амори тоже приезжий, а ведь конненетабль Иерусалима!»  Амори Лузиньян шел в самой первой шеренге процессии. Он был чрезвычайно взволнован.  Амори был старшим братом Ги, чувствовал свою ответственность за брата. По его настоятельному совету Ги приехал из Европы  в Палестину. Кто бы мог подумать, что сейчас его младший брат, который не отличался ни особенной удалью, ни храбростью, - без пяти минут король?!  Дивны дела Твои, Господи! Процессия прошествовала в храм Воскресения Господня. На пороге храма прибывших встречал католический патриарх Иерусалима Ираклий. Именно он должен был возложить короны королевства на Сибиллу Анжуйскую и Ги де Лузиньяна. Началось богослужение.  И вот настал кульминационный момент. «Патриарх, возложив корону Иерусалимского королевства на Сибиллу, обратился к ней со словами, в которых упомянул, что она лишь хрупкая и немощная женщина, неспособная справиться с тяжелым трудом управления государством во  время смут и раздоров. Патриарх  призвал новую королеву избрать достойного лорда, который бы управлял Королевством в союзе с ней. И в то время, когда присутствующие на церемонии возносили к Богу молитвы о том, чтобы Он даровал им достойного короля, Сибилла, взяв положенный возле ее кресла королевский венец в руки, возложила его на голову своего мужа Ги, провозгласив: «Я выбираю тебя своим королем и своим господином, и господином земли Иерусалима; да не разъединят человеки тех, кого соединил вместе Господь».  Именно так изложено событие в «Анналах» английского хрониста  ХII века Роджера Ховедена. Итак, в историю вошла новая королевская чета. Амори де Лузиньян почтительно приблизился к брату, приклонил колено. Мог ли он знать, что пройдет десять лет и по воле  Провидения  он, Амори Лузиньян, станет королем Кипра, а потом еще и королем Иерусалима?! В самых смелых мечтах он не мог об этом и  мечтать. Амори   низко склонился пред королевской четой.

Лузиньяны

Герб королей Иерусалима и КипраКоронация первого кипрского короля произойдет через десять лет. Им станет тот самый  Амори (еще его называют в литературе Альмарихом) де Лузиньян, который 20 июля 1186 года присутствовал на коронации своего младшего брата. Что это за семья, какого рода-племени? Заинтересованных читателей я отсылаю к интереснейшей работе историка Галины Росси  «Ги де Лузиньян – последний король Иерусалима». Здесь же  отметим, что род Лузиньянов известен с раннего  средневековья. Их родина -  французская провинция Пуату. Представители фамилии принимали участие в первом крестовом походе, стояли у истоков Иерусалимского королевства. Были Лузиньяны и среди участников второго Крестового похода. Отец Амори  и Ги, Гуго де Лузиньян   был любимцем короля и, когда попал в плен к мусульманам, - был королем выкуплен и получил высокий пост сенешаля (это один  из высших сановников, заведовавших внутренним распорядком при дворе). В 1174 году после кончины короля, сын Гуго Амори прибыл из Франции в Палестину, был обласкан новым королем и получил должность коннетабля. Как видим, Лузиньяны были опытными царедворцами. Это не могло не вызывать зависти у той части знати, которые назывались пулеинами. Они себя считали выше всех вновь прибывших, так как  их предки пришли в конце ХI-го века в Палестину, образовали государства и считали себя коренными жителями. Однако путем хитроумных интриг Лузиньянам удалось не только удержаться вблизи монарха, но организовать свадьбу с сестрой короля Сибиллой младшего Лузиньяна Ги. Ну, а в 1186 году Ги своей супругой был коронован.

 

Кипрский вопрос

Исаак Комнин и Ричард Львиное Сердце

Итак, мы узнали историю   короны Иерусалима. Этот символ власти ждут еще немало приключений, о которых мы расскажем в свое время. Но наш очерк называется «Три короны Кипрского королевства». А что же в это время происходило на Кипре? За два года до описываемых событий на Кипре тоже состоялась коронация императора Кипра.  Вот так, ни много, ни мало. Видимо планировал вновь испеченный император превратить Кипр в империю. Да только была та  коронация …фальшивой. Основанием для коронации стало письмо византийского басилевса. Только письмо было подложным, и изготовил его не кто иной, как сам соискатель кипрского трона. Звали его Исаак Комнин, был он племянником императора. В фальшивом «указе» византийского императора приятель Исаака объявлялся патриархом, а сам Исаак императором. Удивительно, но смиренные киприоты ничего не заподозрили до тех пор, пока налоги резко не подскочили,  а все тяготы ужесточились, и жизнь медом не показалась.

Между тем, из Европы в Святую землю  собирался Третий крестовый поход. Одним из руководителей крестоносцев выступил английский король Ричард Львиное Сердце.  Его сопровождали сестра Джоана и невеста Беренгария Наваррская.

В 1191 году  армада крестоносцев, проплывающая   мимо Кипра, попали в кораблекрушение.

Знатные дамы  были пленены  Исааком. В ответ на это Ричард захватил Кипр, взяв в плен  подлого обманщика. Английский король женился на своей невесте Беренгарии в Лимассоле. Овладение Кипра вовсе не входило в планы короля, спешащего на Святую землю,   Ричард продал Кипр  рыцарскому ордену тамплиеров за 100 тысяч безантов. Затем, после того как киприоты восстали против тамплиерского правления, в 1192 году выкупил остров обратно и перепродал бывшему иерусалимскому королю Ги де Лузиньяну. Но почему бывшему? Ведь все так романтично начиналось… Вспомним, что сказал  при коронации Сибилле католический патриарх: «Ты -  немощная женщина, неспособная справиться с тяжелым трудом управления государством, особенно в это время смут и раздоров». Эпоха и   впрямь была сложной, кровавой, непредсказуемой,  смутной. И в наше повествование вторгается фигура яркая, грозная и неоднозначная.

Юсуф ибн Айюб или Саладин

СаладинВ  наши дни всем известно, что  Израиль – это земля, на которой по праву находится государство Израиль. По праву происхождения и истории своего народа. Не то было в ХII-м веке. И сегодня арабы относятся к израильтянам с подозрением и порой с предубеждениями, считая, что   они заняли территории, на которых арабы жили многие века.

Уже в раннем средневековье в арабской среде было забыто, что Палестина - исконная иудейская земля, что римляне изгнали евреев из их отчизны. От римлян Палестина перешла к Византии. Ромеи с трепетом относились к своей палестинской вотчине, ведь эта земля помнила Воплотившегося Бога, Палестина для христиан была и остается Святой Землей. Святая Елена совершила сюда свое славное паломничество, заложив традицию для христиан совершать поездки в Палестину с целью поклонения святым местам.     В седьмом веке арабские племена, сплоченные верой в Аллаха и учением пророка Мухаммеда, захватили Палестину, отторгнув ее у Византии. Пятьсот лет арабы владели Палестиной, и Крестовые походы они восприняли как глумление над своей верой, ведь, согласно представлениям арабов, именно из Иерусалима с Храмовой горы пророк совершил свое восхождение на Небеса. В этом арабы были уверены, и от могущественного халифа до последнего воина   - все жаждали освобождения Палестины от неверных (так они называли христиан). Юсуф ибн Айюб не был исключением Интересно, что в его полное имя входило 14 имен: Аль-Малик-ан-Насир и т.д. Этого исторического деятеля  впоследствии стали называть   Саладином (от арабского Салах-ад-дин, что означает «благочестие веры»).  Но это будет потом, а пока юный Юсуф (мальчик родился в Месопотамии в 1137 году) рос среди воинов.  Его отец  Айюб, курдский наемник во втором поколении, добился многого. Он стал правителем Дамаска. Все мужчины семьи были военными, и было очевидно, что судьба Юсуфа предрешена: он должен был стать воином.  Но о военной карьере юноша не мечтал, предпочитая чтение Корана и пребывание в мечети    военным играм. Однако, на семейном совете было решено, что ждет его стезя воина. Впоследствии Саладин вспоминал, что это решение было для него «как удар кинжала в сердце». Тем не менее, его путь был  успешным, личная храбрость, острый ум, талант военачальника,   непреклонная убежденность в справедливости войны против христиан, - все эти качества привели его к руководству арабской армии в Египте. Вскоре он становится правителем Египта. В 1174 году Саладин  произвел переворот и создал новую династию Айюбидов. Он поставил на ключевые посты своих близких друзей и родственников. Саладин решил усилить войска. Он улучшил флот. Начал военные операции, чтобы подчинить  весь Ближний Восток. За двенадцать лет он смог покорить все регионы Ближнего Востока, кроме Палестины, где обосновались крестоносцы. Саладин объявляет им джихад, то есть  «священную войну».

В 1187 году Саладин повел свое двадцатитысячное войско в Палестину. Армию крестоносцев, которая должна была защитить свое королевство,  возглавил супруг королевы Сибиллы  Ги де Лузиньян.  Саладин  с помощью притворного отступления заставил крестоносцев гнаться за ними по безжизненным пустыням, тем самым истощая их силы. А четвертого   июля, он напал на врагов при  местечке Хаттине, и  армия крестоносцев  была полностью разбита. Ги де Лузиньян был взят в плен.

Первый франкский правитель Кипра

Ги де Лузеньян.Описывая давние века и прошедшие эпохи, хочется представить не только события, но и их участников. Люди двенадцатого века…О чем они мечтали, к чему стремились, какие помыслы обуревали их, какие чувства владели их сердцами? И чем глубже погружаешься в давно минувшее время, тем отчетливее осознаешь: человек остается все тем же, меняются только исторические декорации, да технические новшества возникают с пугающим ускорением. И в двенадцатом  веке люди любили и страдали, на алтарь своего честолюбия порой клали жизнь свою и своих близких. Наш герой,  несостоявшийся король Иерусалима Ги де Лузиньян, пережил страшные и позорные моменты своей жизни. Казалось, судьба отвернулась от нашего красавца. Унизительный плен и обвинения в трусости  своих подданных, иерусалимских баронов, пережить было непросто. Оставалось, конечно, преданное сердце Сибиллы. Она написала письмо Саладину, заплатила выкуп за любимого мужа. Но вскоре она умирает от чумы, умирают и две малютки-дочери. Бароны избирают мужа сестры Сибиллы своим правителем. Казалось, все кончено, другой на его месте покинул бы Палестину, посыпав свою главу пеплом, и удалился  в отчизну - Пуату, в родные места. Но не таков был наш герой. Он действительно удаляется, но не в Пуату, а на …Кипр. Но что он там забыл? А дело в том, что на Кипр прибывает английский король Ричард, совершающий  Третий  Крестовый поход. Когда-то еще на франкской земле в Пуату Ги принес Ричарду омаж (присягу на верность). На Кипре наш герой искал защиты у своего сюзерена. Итак, В 1191 году Ги покинул Палестину  с небольшим флотом и высадился в Лимассоле, чтобы искать поддержки у Ричарда I, английского короля. Ги  встречает  короля Англии, рассказывает о своих злоключениях, но самое главное, выражает готовность встать в ряды крестоносцев, чтобы в войске Ричарда отомстить Саладину и баронам, вернуть себе  корону.  Он клянется  в верности Ричарду, и присутствует  на его свадьбе с Беренгарией Наваррской, воюет вместе с  королем против  лже-императора Исаака Комнина. Затем прибывает с Ричардом в Палестину и участвует в военных действиях, которые были безуспешными для крестоносцев. Такими поступками Ги завоевывает полное доверие английского короля. Оставляя Палестину, Ричард ставит вопрос ребром: кому быть королем Иерусалима. Бароны единогласно голосуют против Ги, избирая королем  Конрада Монферратского, мужа младшей сестры Сибиллы Изабеллы. И все же в душе  Ги продолжал считать себя королем Иерусалима, а судьба ему уже готовила щедрый подарок: появилась возможность купить остров Кипр у религиозного  ордена тамплиеров и стать его правителем. Совсем недавно  тамплиеры купили Кипр у Ричарда, но, видимо, разочаровались в своем приобретении.  Где только взять сто тысяч сарацинских безантов? Сумма немаленькая, почти полтонны золота в монете. Таких денег у Ги не было, но он оказался весьма находчивым и сообразительным: решил занять денег у правителей западноевропейских государств. Самую большую помощь оказали генуэзские купцы в расчете на  торговые привилегии, которые Лузиньяны им и предоставили. С миру по нитке -  сумма была найдена, и Кипр был куплен. Сам Ги считал, что его королевство – это Иерусалим, и он только прирастил свою корону новым  кипрским владением.

Коронация

В  августе 1194 года первый франкский правитель Кипра Ги де Лузиньян  внезапно умер и был похоронен тамплиерами в Никосии. По окончании траура встал вопрос о том, кто будет его наследником. Покойный Ги в свое время высказывался в пользу младшего брата Жоффруа. Однако младший Лузиньян вовсе не хотел себе столь неверной участи. Видимо, устав от всех перипетий в Палестине, он удаляется в милую Францию. А вот старший брат Ги Амори (Альмарих)  был  вовсе не прочь стать не только правителем  Кипра, но и королем. Для этого  по закону его должен был короновать император и благословить глава католической церкви. Но кто признает его монаршую власть?  Обращаться к императору Византии, считавшему, что Кипрское королевство у него похищено, было просто немыслимо.  К Папе Амори взывать не стал из страха, что тот провозгласит его королем лишь при условии, что он полностью  подчинится  католическому престолу.  В итоге оставался один лишь  император - монарх  Священной Римской империи германской нации, сын Фридриха Барбароссы, -  Генрих VI. В 1195 году Амори отправил к императору посла с ходатайством о признании его королем. В момент получения письма Генрих планировал поход в Палестину. Вассальное государство на Ближнем Востоке пришлось бы чрезвычайно кстати. Император соглашается и посылает на Кипр  королевский скипетр как залог грядущей коронации. В августе 1197 года первые германские крестоносцы императора Генриха добрались до Святой Земли. Войска прибыли в Акру, но первым делом имперский канцлер вместе с папским легатом, который целиком поддерживал императора,  и германскими дворянами посетил город Никосию на Кипре. Здесь в сентябре 1197 года   и прошла  торжественная коронация первого короля Кипра Амори I, было основано Кипрское королевство с франкской династией Лузиньянов во главе. Итак, в нашем повествовании  появилась кипрская корона, судьба которой будет непростой. Сколько погибнет претендентов   в борьбе за обладание ею, сколько погубленных репутаций и  несбывшихся надежд! Но пока Амори де Лузиньян, которому неведомо будущее, с готовностью приносит присягу Германскому императору. Он счастлив, он – король! Рядом его сын  - Гуго (будущий король Кипра) и супруга, Эшив де Ибелин.

Изабелла: трудная судьба первой королевы Кипра

ИзабеллаУвы, не прошло и месяца, как наш король овдовел, супруга  скоропостижно  скончалась. Это печальное событие вскоре приведет Амори  к совершенно неожиданному возвышению: вдовец-король Кипра  станет еще и королем Иерусалима. Там, в недалекой от кипрских берегов Палестине, несет свой нелегкий жизненный крест королева Иерусалима Изабелла. Она, как и кипрский король, недавно овдовела. Судьба этой женщины столь необычна, что хотелось бы несколько слов сказать о ней. Младшая дочь короля Альмариха Иерусалимского, девочка родилась настоящей принцессой. Ее мать была внучкой императора Византии. Злоключения начались, когда она потеряла отца в двухлетнем возрасте, а мать вышла замуж. Отчим был человеком суровым, родились свои дети, и Изабелла была просто ненужной в доме отчима. И вот ее, восьмилетнего ребенка, обручают с внуком коннетабля (высшая военная государственная должность) королевства Онфруа де Тороном. По правилам того времени девочку отослали в дом жениха, где  семья его родителей  должна была Изабеллу воспитывать. В ноябре 1183 года  состоялось бракосочетание  одиннадцатилетней Изабеллы и девятнадцатилетнего Онфруа. Неожиданно свадебное торжество ночью прервало наступление Саладина, осадившего крепость, в которой проходило празднование. Мать жениха   послала султану в дар хлеб, вино и  овец  с письмом , в котором напомнила Саладину, что, будучи подростком, он некоторое время содержался в плену у их семьи, и его никто не обижал. Саладин поблагодарил за доброе отношение к нему и поинтересовался, в какой башне крепости спальня молодых. Узнав, тотчас же прекратил обстрел той  башни… Между тем,  Палестину сотрясали нашествия арабов, мамлюков, распри между крестоносцами. А девочка подрастала, взрослела. Она  полюбила своего молодого мужа, хотя все хроникеры в один голос утверждают, что был он слабохарактерным, излишне мягким. Наверное, по контрасту с жестоким временем нежный и ласковый супруг покорил ее сердце. Но, увы… Их развели. Во время уже упоминавшейся  битвы при Хаттине между крестоносцами и египетскими мамлюками, в ходе которой  Ги де Лузиньян был пленен, был взят в плен и юный муж Изабеллы. Правда Саладин проявил благородство и отпустил его с миром. Палестинские бароны негодовали: столь робкий и изнеженный правитель в такое напряженное время был им совсем не по душе. И тут 14 июля 1187 года  к сирийским берегам прибывает суровый и опытный воин- крестоносец Конрад Моферратский.  Он доблестно обороняет Тир и даже разбивает флот Саладина. Именно о таком лидере мечтали бароны. Ги де Лузиньяна они отвергли, Онфруа их никак не устраивал. Но этот же Онфруа, муж королевы, был и препятствием для нового  брака юной королевы. И вот тогда организуется развод Изабеллы и ее мужа. Против воли любящих супругов, против существующих тогда  законов. Онфруа стенал и плакал, когда жену уводили из его шатра, однако не бросился вдогонку, не защитил.  В 1190 г. Изабелла была обвенчана с новым  претендентом на корону Иерусалима.   Возможно, малодушие первого мужа изменило отношение к нему Изабеллы. Она стала привыкать к своему второму мужу, который оказался большим любителем музыки и поэзии, что сблизило супругов.  Изабелла ждала своего первого ребенка, а муж трудился над укреплением христианских владений.  Историки отмечают незаурядные таланты Конрада, он был не только храбрым воином, умелым администратором, но и талантливым дипломатом. И вдруг – внезапная смерть. Гибель его была трагична: его закололи члены  религиозной секты ассасинов. В это время в Тир прибыл участник Третьего крестового похода граф Шампани Генрих. Некоторые летописцы утверждали, что Изабелла сама попросила Генриха жениться на ней. Поскольку уже было известно о беременности королевы от Конрада, брак оказался скандальным, однако свадьба была политически важным событием: королеве был срочно нужен новый муж, чтобы защитить королевство. Генрих попросил разрешения на брак у своего дяди Ричарда, который дал согласие незамедлительно. Но злой  рок преследовал Изабеллу и ее избранников. Генрих умер  в результате несчастного случая, выпав из окна своего дворца в Акре. Существуют различные данные об обстоятельствах этого происшествия. Большинство летописцев предполагают, что окно-Карта Ближнего Востока (1135)решетка провалилась, когда Генрих прислонился к ней. Слуга, карлик по имени Скарлет, выпал вместе с господином, пытаясь его спасти: он схватил Генриха за рукав, однако слуга весил слишком мало, чтобы удержать крепкого и физически развитого Генриха от падения. И вновь наша королева осталась без короля, но с четырьмя дочерями, которые она родила за пять лет  второго и третьего брака.  Впрочем, все ее три мужа не успели короноваться. Этой чести удостоился только кипрский король Амори де Лузиньян. Уже в январе 1198  года Изабелла вышла замуж в четвертый раз - за Амори де Лузиньяна, старшего брата Ги де Лузиньяна, второго мужа ее сестры Сибиллы, который был примерно ровесником Конраду, второму мужу Изабеллы. От четвертого мужа Изабелла родила еще троих детей - дочь Сибиллу в 1198-ом году, дочь Мелисенду в 1200-ом году и сына Амори в 1201-ом году. В феврале 1205-го года умер единственный сын Изабеллы, 1-го апреля того же года умер и ее четвертый муж, а четырьмя днями спустя за ним последовала и она. В этом браке произошла встреча двух корон: кипрской и иерусалимской. А как насчет третей короны, ведь наш рассказ называется «Три короны Кипрского королевства»?

Потомки Наири

Третьей короной, которой венчались короли острова Кипр в средние века, была корона Армянского королевства. Корона появилась в 1198 году, когда армянский князь Левон готовился к своей коронации. Это важное событие должно было произойти в столице Армении городе Тарсе. Многие наши читатели, возможно, удивятся: как же Тарс, ведь столицей Арменией является город Ереван. Ну что ж, давайте взглянем на карту Ближнего Востока в тот период, о котором мы ведем повествование. Иерусалимское королевство занимает центральную часть карты. Рядом другие христианские образования: Триполи, Эдесса, Антиохия.  Недалеко  Византийские владения: Кипр, часть Малой Азии. И совершенно неожиданно для непосвященных между владениями Византии и государствами крестоносцев видны контуры  Армянского королевства. Неожиданно, ибо мы привыкли видеть Армению совсем в другой географической точке – в Закавказье. Тридцать тысяч квадратных километров, которые занимает сегодня Республика Армения, составляют лишь малую часть, менее одной десятой той огромной исторической Армении, история  которой является интереснейшей и весьма значительной   главой в мировой истории…Еще  в XIV веке до Р.Х. в юго-восточной части Малой Азии на территории Армянского нагорья  близ озера Ван существовало государство Наири. В IX веке до н.э. ассирийцы образовали на его месте союз государств Урарту. Только после падения Ассирийской империи возникло первое армянское государство, которое находилось в VII веке до н.э. во власти Мидии, а в VI - в составе Персии. После воцарения Александра  Македонского, Арменией правила династия Ервандуни. Наибольшего расцвета страна достигла во время правления  царя Тиграна II Великого. В первом веке от Р.Х.он расширил границы Армении от Малого Кавказа до Палестины. В более поздние эпохи Армянское нагорье стало яблоком раздора между соседними империями. Во второй половине IV века н.э. государство поделили между собой Рим и Персия. В VII веке после разгрома Персидской империи арабы взяли под контроль большую часть страны. В IX веке территория Армения разделилась на несколько небольших государств, крупнейшим из которых было царство Багратуни. Столица была перенесена в город Ани. Однако вскоре это  государство разделилось на части – отдельные княжества. Войны между княжествами не прекращались. Кроме того, армяне  в течение полувека вели военную и дипломатическую борьбу одновременно с тремя противниками и соперниками—греками, тюрками и франками (крестоносцами). Греков они полностью разбили и изгнали из пределов Киликии; с тюрками они заключали договоры о ненападении, хотя обе стороны часто нарушали мир; с франками, или крестоносцами, они устанавливали родственные, семейные связи. Так Левон, правитель Киликийской Армении из рода Рубенидов, женился на Сибилле Лузиньян, дочери Амори, кипрского короля, и  Изабеллы, королевы Иерусалимской. Но это будет позже, а пока наступал 1198 год…

Левон  Рубенид– король Армении

Король Армении Левон I6 января 1198 года в армянском городе Тарс, столице Киликийской Армении, в соборе святой Софии проходила коронация первого короля Киликийской Армении Левона. Был день Богоявления, красочное убранство собора, блестящие одежды почетных гостей, прибывших на торжество, наконец, самая корона, лежащая на специальном возвышении – все говорило о величии  момента. Были у армян цари, были и князья, а вот короля не бывало, и Левон Рубенид должен был стать первым. Кардинал Конрад Виттельбах, архиепископ германского города Майнц, произнес приличествующую моменту речь, где особенно благодарил будущего короля за похвальное желание  стать под крыло Папы на службу  германского императора. Кроме того, архиепископ призвал будущего короля стать верным сыном Католической Церкви. При этих словах католикос Григорий, глава Армянской Апостольской Церкви,  нахмурился. «Кто вы такие, нам указывать, - раздраженно подумал католикос. -  Здесь, в Киликии родился апостол Павел, мы от апостолов ведем историю  своей Церкви, а вы…» Его размышления прервал  Левон, который взглянул на старца и приветливо кивнул, словно напоминая недавний разговор. Тогда Левон сказал: «Ваше святейшество, мы ведь эти германские обычаи соблюдать не намерены. Надо только для вида подчиниться, а потом они уедут, и мы о них и думать забудем». Наконец, корона была возложена на главу Левона. Народ ахнул, восхищаясь. Корона была увенчана крестом, лепестки  серебряных лилий, искусно вырезанных по кругу, были усыпаны жемчугами. Император Фридрих II прислал настоящее чудо ювелирного искусства. Так он выразил благодарность Рубенидам, ведь когда его отец Фридрих Барбаросса проходил по землям Киликии, ее правители помогали этому мужественному крестоносцу и его армии. И не их вина, что именно в Киликии нашел Барбаросса свою смерть. А еще, безусловно, Фридрих видел в Левоне своего помощника в грядущих Крестовых походах, о которых германский император мечтал. Он к короне не случайно прибавил еще один дар: знамя с изображением льва (намек и на имя нового короля и на его храбрость), держащего крест. Интересно, что фрагментом современного герба республики Армения является и это изображение. Левон формально признал себя вассалом Рима. В письмах к папе он подписывался: «со всем почтением, благодарною преданностью». Добавим, забегая вперед, что при первом удобном случае новоиспеченный король показал характер и изгнал представителей Папы из приделов своего королевства. Но, с политической точки зрения, выбор столь отдаленного сюзерена был делом весьма дальновидным. Ни папа, ни германский император никакого реального влияния на дела Киликии иметь не могли, но этот номинальный вассалитет теснее связывал новое царство с христианскими государствами Азии и Европы и давал надежду на помощь в борьбе с врагами. Мамлюки и турки-сельджуки тучами, омрачавшими небосвод королевства, буквально теснились на его границах, совершая грабительские вылазки. Королевство нуждалось в поддержке соседей, коими были христианские государства Палестины и Кипр. «Соседние народы, — пишет армянский историк, — после коронования послали посольства, чтобы принести дары новому государю». Значение совершившегося понял и византийский император Алексей Ангел. Он тоже поспешил признать Левона  королём, послал от себя «великолепную корону, украшенную золотом и драгоценными каменьями». При этом Алексей писал: «Не возлагай на свою голову корону латинян, но мою, ибо твое государство ближе к нам, нежели к Риму». Лев принял послов Византии почтительно и отпустил их с дарами.

Исчезнувшее королевство

Последний король Армении Левон VПрофессия историка приучает к философскому взгляду на события давно минувшие. Читаешь описания достижений и триумфов или наоборот трагедий и падений, а в памяти оживают слова из притчи о кольце Соломона. Помните, на его кольце была надпись: «Все проходит. И это тоже пройдет». И все равно грустно оттого, что труд тысяч и тысяч людей, в нашем случае армян Киликии, их творчество, их памятники – все это было предано мечу и огню. Но это будет через двести лет. А пока  король  Левон I постарался организовать своё государство по западным образцам. Его супругой была Сибилла  - дочь короля Иерусалима и Кипра. И этот брак сблизил его с христианскими государствами-соседями.  В Киликии был правильно организованный суд, поставлено дело взимания податей и пошлин, торговля подчинена определенным правилам. На всей культуре Киликии лежал отпечаток западного влияния. Характерны в этом отношении жалобы одного из киликийских писателей конца XII в., св. Нерсеса Ламбронского: «Население заимствует у франков любовь к благам временным, также как и много прекрасных вещей, забывая о духовных благах». Но как бы то ни было, развитие Киликии вершилось, несмотря на постоянную  опасность вражеских нашествий. Столицей страны со временем стал город Сис. Средневековые хроники описывают этот великолепный город как многонаселенный, говорят, что в нём было «огромное количество людей, великолепные церкви, дворец с бельведерами и садами, архивы, святые мощи».  Кроме Тарса и Сиса был в Киликии ряд других значительных городов. Были и прекрасно оборудованные гавани, иностранные купцы имели в Киликии свои  фактории и колонии. Была и сильная армия: сорок тысяч кавалерии и восемьдесят тысяч пехоты.  Проходы в глубь страны защищал ряд хорошо укрепленных крепостей. Но лучше всего была укреплена Киликия природой. Один путешественник писал о Киликии: «Эта страна в высшей степени защищенная, ибо с одной стороны она окружена морем, а с другой укреплена высокими и неприступнейшими горами, через которые существует лишь  несколько проходов, охраняемых воинами». Плодородная земля, талантливый и  трудолюбивый народ (население Киликии было более миллиона человек), прекрасное географическое положение – это вызывало зависть и не давало покоя мусульманским соседям. Гибели королевства  способствовали также внутренние раздоры.

Как  корона армянского королевства на Кипре оказалась

Последним правителям Киликийской Армении выпал жребий тяжкий и даже трагический. Появились новые враги – турки-сельджуки, жестокие и непримиримые. Пядь за пядью пришлось отдавать им земли Киликии. Надежды на западных соседей-христиан оказались тщетными, союза с татаро-монголами тоже не получилось. Большой бедой стали и  кровавые распри среди правящей элиты, антикатолические восстания народа, сложная политическая и религиозная борьба внутри королевства. Египетские мамлюки воспользовались такой сложной ситуацией и в 1359 году захватили всю равнинную Киликию. А1375 году пал и красавец Сис, столица королевства. Более того, сам король, а тогда правил Левон VI, попал в плен и провел там несколько лет. В это время из другого плена, генуэзского, вернулся его родственник, наследник престола Кипрского королевства принц Жак. По праву крови, он при короновании  провозгласил себя и королем Армении. Левон в это время освободился из плена и уехал в Европу. Его возражения были весьма слабы, и это дало «право» сыну Януса Жаку уже короноваться тремя коронами: Кипрской, Иерусалимской и Армянской.