В гостях у музы Клио. История Кипра

Отблески Византии

Соединение судеб

Византийская империя 4-9 векаРомеями называли себя жители Византии, утверждая этим гордым именем свою причастность и преемственность великому  Риму.  Они имели полное право считать себя его наследниками. В 476 году пал этот центр мировой цивилизации. На востоке  бывшей блистательной империи поднималась ее юная наследница Византия. Еще в IV веке император Константин Великий основал на берегах Босфора столицу новой империи - Константинополь. В VI веке при императоре Юстиниане в столице был возведен храм Премудрости Божией, святая София, ставший сердцем православной державы. Господь отмерил Византии шестнадцать веков бытия в нашем бренном мире. В ее пределы постепенно вошли Балканы и Крым, Малая Азия и Кавказские земли, Сирия и Палестина, Египет, Кипр и Крит другие острова Средиземного моря. Судьба Кипра соединилась с судьбой Византии. Землей ромеев становится остров Афродиты. Под крылом могучей Византии Кипр пройдет путь длиной в восемь веков. Вместе с Византией примет Кипр удары арабских захватчиков. Распри иконоборцев и иконопочитателей будут сотрясать ромейскую державу, и не обойдут они стороной Кипр. Смутное время будет длиться более столетия, но сумеют ромеи подняться над бесплодными спорами, отстоять поклонение святым иконам. Отразила Византия и нападения арабских захватчиков. Усиление империи в  девятом веке связано с императорами македонской династии. При Льве VI Мудром, сыне основателя династии Василия Македонянина,  на Кипре возводится храм во имя Друга Христа Лазаря Четверодневного. Красавец-храм, жемчужина одного из древнейших городов мира Ларнаки, наследницы славного Китеона, и сегодня восхищает нас особым византийским очарованием. Реют в лазури кипрских небес золотые византийские стяги. Византийские храмы и монастыри, как драгоценное ожерелье, украшают кипрскую землю. Во многих обителях нас встретит и герб Византийской державы, двуглавый орел, изображенный на дивных мозаиках. В кипрских храмах звучат песнопения, которые  наши предки слышали в стенах святой Софии на берегах Босфора. Не об этих ли божественных звуках св. Григорий Нисский сказал однажды: «Порядок мироздания есть некая музыкальная гармония»?

Сопричастность миру ромеев оставила глубокий след не только на земле, но и в душе народной. Когда в конце XII века Кипр был насильно отторгнут от Византии, народ продолжал хранить верность православной отчизне. И завоеватели острова, гордые франки, не смогли принудить народ Кипра к отказу от византийского прошлого. Более того, высокомерные властители склонили головы перед святынями Кипра. Столетиями народ маленькой страны, Православная Церковь Кипра бережно и самоотверженно берегли, как зеницу ока, чистоту веры, сохраняли свои святыни, возводили монастыри и храмы.

Слово о Льве VI Мудром

Двухглавый орел Палеологов.Сегодня на Кипре городов немного. Но не всегда так было. Вслушаемся в эти имена: Китион, Тамассос, Аматус, Марион, Лапитус, Арсиноя, Констанция. Все это имена кипрских городов времен Византии. Не ищите их на современной  карте. Нет их больше, только память, да руины. Виной тому жестокие арабские набеги, которые происходили с седьмого по девятый века.   Когда возрождаются города? Когда есть силы на их восстановление, сохранился дух народа и его историческая память. Когда города лежат в руинах и теряют свои имена? Когда некому их восстанавливать. Атаки арабов на остров были так жестоки, что император  Юстиниан II принимает беспрецедентное решение: эвакуировать население острова на побережье Черного моря. Покидают отчизну киприоты вместе с архиепископом Иоанном. Позже, другой император, Тиберий III, приказывает народу Кипра вернуться на родной остров. В эти тяжелейшие времена население значительно сокращается, многие погибли в пути. А в начале девятого века случилась еще одна трагедия. Во время арабской атаки, которой руководил легендарный Гарун-эль-Рашид, известный нам по арабским сказкам «Тысяча и одна ночь», были  сожжены все храмы острова. Шестнадцать тысяч киприотов были взяты в плен и проданы на сирийском невольничьем рынке в рабство. Среди этих страдальцев был и архиепископ Кипра. Пастыри Кипра всегда делили радости и трудности со своим народом, испив чашу страданий до дна. В те горькие годы, во время одного из нападений на кипрский город  Китион, была разрушена небольшая церковь святого Лазаря. Этот храм был особенно почитаем не только киприотами, но и паломниками из других приделов Византии. Ведь именно на берега Китиона в первом веке прибыл Друг Христа, святой Лазарь из Вифании, после того, как его воскресил Господь. Об этом повествует апостол любви Иоанн Богослов в своем Евангелии. Здесь, в Китионе, Друг Христа прожил многие годы, здесь он проповедовал Слово Божие, основал христианскую общину. Здесь его навестили апостолы Павел, Варнава и Марк – евангелист во время миссионерского путешествия на Кипр. Они рукоположили святого Лазаря во епископа Китионского. Кипрские предания сохранили память и о том, что святого Лазаря на Кипре незадолго до Успения навестила сама Богородица, Она привезла Лазарю епископские облачения, которые Пречистая изготовила Сама. После своей второй смерти святой был похоронен в крипте (подземной части) храма. Когда по приказу императора киприоты отправлялись в эвакуацию, некие благочестивые китионцы скрыли саркофаг с мощами святого, зарыв его в крипте, где некогда святой Лазарь проповедовал. Беженцы с кипрского острова были поселены на берегу Черного моря, вблизи современного турецкого города Кизик. Мечта о возвращении на родину не покидала сердца киприотов. Растерянность, отчаяние, горе, гнев постепенно переплавлялись в жажду освобождения и созидания. Киприоты воспряли духом, когда на трон взошел император Василий Македонянин (867-886г.г.). Василий был из простой крестьянской семьи. Влекомый мечтами о лучшей доле, он когда-то пришел он в Константинополь. Судьба была к нему благосклонна. После цепи случайностей, умело составленных интриг, оказался Василий приближенным к царю Михаилу. Затем следуют замысловатые повороты судьбы, изощренные заговоры, даже преступления, в результате чего Василий становится царем. На Кипре его имя вспоминается с благодарностью. Ведь он не только подтвердил, что Кипр - неотъемлемое владение Византии, но прислал командующего и войска для укрепления острова. Люди возвращались к своим пепелищам, расчищали завалы, начиналось возрождение. В первую очередь восстанавливали храмы. Конечно, не было возможности, средств и сил, чтобы восстановить во всем великолепии храмы такими, какими были они в до арабскую эпоху, но церкви строились, и молитва устремлялась к Богу. Пришли однажды   жители разрушенного Китиона на руины церкви святого Лазаря. Во время работы чья-то лопата ударилась о препятствие. Столпились рабочие, стали откапывать неведомый предмет. Из руин разрушенного храма был извлечен мраморный  саркофаг. На его грани были выбиты слова: «Лазарь Четверодневный, Друг Христа». Изумление, восторг, трепет, великая радость…  Как описать чувства горожан, когда   были обретены нетленные мощи  любимого святого?! И хотя не дошли до нас сведения, как ликовали горожане столь драгоценному обретению, мы можем представить состояние этих людей.  Радость была столь велика, что казалась вселенской. Маленький Кипр не мог ее вместить, и полетела весть с берегов Кипра на берега Босфора, в далекий Константинополь. К тому времени на императорском престоле был уже сын Василия Македонянина Лев.  Сейчас, спустя тысячу сто лет, взирает он на нас с мраморного барельефа у входа в храм святого Лазаря, что стоит в кипрском городе Ларнаке, наследнице древнего Китиона.

Лев VI мудрыйВизантийский баcилевс (царь) входит в круг нашего повествования. Итак, в 890 году на троне в Византии был император Лев VI. Он был молод,  однако испытаний на его долю выпало немало. И начались они еще в раннем детстве. Обычно мальчики стремятся быть ближе к отцам, стремятся им подражать. Лев не был исключением. Наверное, хотелось мальчику заслужить отцовскую ласку, похвалу, внимание. Однако в отношениях с сыном царь Василий был безразличен и холоден. Рано начал понимать мальчик, что он не любим. В документах той поры содержатся некоторые намеки, что Лев был неродным сыном. Любимым же сыном царя был старший брат Льва Константин. Василий души не чаял в своем любимце, готовил его в преемники, безоговорочно доверяя во всем. Несмотря на разное отношение, Василий, сам будучи необразованным, всем своим детям дал блестящее образование. Как бы сложились отношения между братьями в будущем трудно сказать, так как последовала внезапная смерть Константина.  Царь Василий пережил ее так глубоко, что окружающие говорили: «Смерть царевича сведет отца в могилу». В эти печальные дни царь еще больше отдаляется от нелюбимого сына, ставшего в одночасье наследником престола. Место лучшего советника и утешителя занимает некто Сантаварин, весьма сомнительная личность, египтянин по происхождению. Он входит в доверие к царю, обещая последнему встречу с умершим Константином. Такая «встреча» происходит. И царь в плену отчаяния и иллюзий, подстроенных хитроумным проходимцем, искренно верит, что неясная в полумраке фигура, столь похожая на родной облик, и есть воскресший (пусть ненадолго) Константин. Сантаварин, «вырвавший» из плена смерти  царевича, окружен почестями и лаской. Лев возмущен кощунством проходимца, пытается разоблачить его перед ослепленным горем отцом, и открыто называет Сантаварина «соучастником лживых демонов». Однако отчуждение отца перерастает в открытую враждебность. Льва арестовывают по несправедливым обвинениям, заточают в темницу. Тщетны мольбы любящей Феофано, жены Льва. Отец не прощает сына, без вины виноватого. Отношения так и не наладились до самой смерти Василия, эта семейная трагедия оказала большое влияние на всю дальнейшую жизнь Льва VI. Но объективности ради, мы должны отметить и то благотворное влияние, которое оказал царь Василий на сына. Как уже упоминалось, Лев получил лучшее по тому времени образование, важность которого отец, будучи полуграмотным,  отлично понимал. Под воздействием образования Лев VI сформировался как ученый-богослов, духовный писатель, церковный оратор, начитанный государь, философ на троне. Было и еще одно качество, которое сын перенял от отца. Царя Василия отличала особая любовь к Божьим храмам. Узнав о драгоценной находке в Китионе, Лев без колебания передает жителям города щедрый дар: большую сумму денег и посылает строителей, задача которых  построить трехкупольный красавец-храм. Мощи же святого Лазаря император распоряжается привезти в столицу. Они и будут бережно храниться в Константинополе до 1204 года, поддерживая и укрепляя многие поколения ромеев. На кипрских берегах, в храме святого Лазаря была оставлена драгоценная часть мощей: глава святого Лазаря.Перенесение святых мощей Друга Господа из Китиона в Константинополь было увековечено  епископом Аретасом в его известных речах. Из них мы узнаем, что перенесение мощей явилось величайшим событием в духовной жизни Византии. В столице император организовал торжественную процессию, а мощи святого Лазаря были выставлены для поклонения в кафедральном соборе Святой Софии. Здесь, у мощей Друга Христа, горячо молился император ромеев, молился Праведному Лазарю, Господу нашему. Вспоминал ли он в молитве отца, прощая ему обиды и заблуждения? Размышлял ли, усмиряя гнев души своей, о демонах лжи, которые в безумной гордости дерзнули покуситься на привилегию   Господа, повелителя жизни и смерти? «Общее воскресение прежде своея смерти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже», - громогласно пел многочисленный хор под сводами храма Святой Софии. Звуки пения ширились и летели к жемчужному куполу, и Богородица с прекрасной мозаичной иконы милостиво  смотрела на встречу ромеев с Другом  Ее Бессмертного Сына.